Разговоры о технике

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Подводные лодки Сиг ( Protector )

Сообщений 1 страница 30 из 31

1

https://lh3.googleusercontent.com/pw/AIL4fc95OdCe6viZoNK7BAnaKL5g-DPQEqcvKD9n3yDRRCgS9_suM2LLo-3inRZb0PvpqsZU9YkcEGfkxRINUU-Md_Wo0LnqYGXbMSX_wQ3u8hjj11Dp_EfP7j-pxcxcnP0HD2PSBOGkaVLXxdfVtJ0A7fiY=w418-h615-s-no

Описание ( найдено в группе "История русского подплава" https://vk.com/club53952240 )

Отредактировано ics (2023-07-31 10:33:33)

0

2

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Настоящее описание подводной лодки «Сиг» и инструкции для управления ею имеет в виду слушателей учебного отряда подводного плавания. Ввиду этого я мог очень сократить описательную часть, выкинув все то, что гораздо скорее и проще можно изучить на самой лодке. На том же основании здесь не приведено опиcaние вспомогательных механизмов. Описание мотора лодки и инструкции для управления им составлена и издана бывшим заведующим обучением Капитаном Карповым, а относительно электрических установок на лодке можно найти в трудах Лейтенанта Кукель.  Здесь приведены лишь данные относительно батареи аккумуляторов системы Фульмена установленной на лодке в июле 1908 года. Для полноты приведено также в форме конспекта описание малой сборки и приготовления к выстрелу мины Швацкопфа В 50, составляющих вооружение лодки.

0

3

Корпус, ее имеет веретенообразную форму; часть его между 11  и 23 шпангоутами строго цилиндрическая, а далее к носу и к корме, он постепенно заостряется.
Шпангоутов имеется 41 ; обводы носовой части полнее, чем кормовой.
  Обшивка состоит из листов обыкновенной кораблестроительной стали; в цилиндрической части корпуса толщина ее 3/8”; к носу и к корме толщина обшивки уменьшается до 5/16”. Продольных креплений нет, шпангоуты же сделаны из стали в 3 1/2”  Х  3 1/2”  Х  12 1/2”.
Опробован корпус на давление в 150' водяного столба.
  Выше веретенообразного корпуса находится надстройка образующая горизонтальную палубу лодки и вертикальные борта. Ширина палубы против какого-нибудь шпангоута же самая, что диаметр сечения плоскостью этого шпангоута веретенообразного корпуса лодки. Надстройка сделана из тонких листов, совершенно не предназначена выдерживать давление и, потому, при подводном ходе бывает всегда полностью заполнена водой.
  Лодка имеет киль высотою в  1 1/2'. Средняя часть его свинцовая и удерживается на месте лишь при помощи зацепов. С этих зацепов она может быть сброшена людьми находящимися внутри лодки, Это служить одним из средств спасения лодки, если она по какой либо причине  затонет, и все остальные меры  окажутся недостаточными для того, чтобы заставить лодку всплыть.
  Между 13 и 20 шпангоутами над корпусом находится бронзовая рубка эллиптической формы для командира и рулевого. Несколько сзади ее (между 26 и 28 шпангоутами) - кожух машинной трубы.
  Вооружение лодки составляют три подводных минных аппарата для мин Шварцкопфа В 50. Все аппараты расположены параллельно плоскости ; из них два - носовых, и один - кормовой.

0

4

- стр. 6 -

Перископов два; оба расположены около командира, который на этой лодке сам правит горизонтальным рулем. Рулевой вертикального руля не может смотреть в перископ.
Для удержания лодки без хода на определенной глубине имеются два подводных якоря: носовой - грибовидной формы, а кормовой - той же формы, как и якорь у старых мин заграждения. Для стоянки в надводном положении эти якори не годятся, так как якорный трос легко перетирается о щеки шкива в верхней палубе, на лодке же имеется для этого случая верп.
Для надводного хода и зарядки батареи аккумуляторов имеется два бензиновых двигателя системы Уайт и  Миллетон по 120 НР каждый. Под водою лодка получает движение от двух электродвигателей, питаемых батареей из 60 вторичных элементов системы Фульмен.
Для управления лодкой служат: вертикальный руль, горизонтальный руль, гидропланы. Последние представляют добавочные горизонтальные рули, установленные с обоих бортов вровень с верхней палубой. Все гидропланы перекладываются одновременно особой воздушной машинкой, помещенной в командирской рубке.

Главнейшие размеры.

Водоизмещение в надводном положении   -   153,6 т
Водоизмещение в боевом положении - 187 т
Водоизмещение в погруженном положении - 189 т
Наибольшая длина с рулями  - 72'3"
Ширина или диаметр цилиндрической части  - 11'6"
Вместе с гидропланами  - 14'2"
Высота вместе с килем  - 14'
Вес сбрасываемого киля  - 299 п. или 4,82 т.
Вес носового якоря - 14 1/2 п. или 0,234 т.
Вес кормового якоря 10 п. или 0,161 т
Вес бензинового двигателя 5 тонн, Т, е. около 1,29 п. на силу.

0

5

- стр. 7 -

Помещения лодки.

Начиная с форштевня, лодка имеет такие отдельные помещения:
Водолазное отделение занимает пространство с носу лодки до шпангоута N5.
Воздушная камера между шпангоутом N5 и N6.
Аккумуляторное отделение от шпангоута N6 до N18.
Помещения якорных моторов  от шпангоута N18 до N20.
Машинное  отделение от шпангоута N20 до кормы.
Командирская рубка между шпангоутами N13 и N20 над помещением якорных моторов и частью аккумуляторного.
По шпангоутам N5 и N6 находятся водонепроницаемые переборки с таковыми же дверями.
По шпангоутам  N18 и N20 находятся легкие деревянные переборки.
Для выхода из лодки имеются три люка закрываемые крышками с тремя на каждой задрайками; водонепроницаемость крышек достигается резиновой прокладкой. 
Люки эти находятся : минный между N7 и N9 шпангоутами; машинный — между N24 и N56 шпангоутами; командирский - в крышке командирской рубки. Из рубки есть люк в отделение якорных моторов. Этот люк также закрывается водонепроницаемой крышкой на задрайках, так что при попадании воды внутрь рубки можно не допустить воду проникнуть внутрь лодки.
Вокруг машинного люка расположен глушитель бензиномотора, почему вся часть палубы между рубкой и
кожухом машинной трубы приподнята и покрыта сверху деревянной решетчатой настилкой.
В водолазном отделении на дне лодки находится квадратный люк для выпуска водолаза.

Водяная система.

На лодке имеются цистерны двух родов : цистерны высокого и цистерны низкого давления. Цистерны высокого находятся внутри веретенообразного корпуса лодки и прочность их такая же, как и прочность корпуса лодки.

0

6

- стр. 8 -

При погружении их можно заполнять целиком или лишь отчасти, и выкачивать на любой глубине. Цистерны низкого давления составляют надстройки; стенки их не предназначены выдерживать значительное давление и при подводном ходе они должны быть полностью заполнены водой. Выкачивать из них воду можно лишь у поверхности. Продувать можно и на глубине но при этом надо следить чтобы давление воздуха на внутреннюю сторону стенок надстройки не превосходило окружающей давления окружающей лодку воды на наружную сторону стенок больше чем на  15 фунтов.
Большинство цистерн заполняется через общую магистраль, но некоторые имеют и свои собственные забортные отверстия. К первым принадлежать надстройки и трюмные цистерны, ко вторым - средняя балластная цистерна и кольцевая. Водолазное отделение и минные аппараты могут быть заполнены через магистраль, но имеют еще и собственные забортные отверстия.
Кольцевые цистерны, числом, две, окружают основаниe рубки. Каждая имеет свой кингстон и вентиляцию. Опоражнивается каждая из них продуванием через особое отверстие закрытое невозвратным клапаном. Вместимость кольцевых около тонны. Заполнение и продувание их производится из рубки.
Средняя балластная цистерна занимает пространство от борта до борта между 14 и 15 шпангоутами, т. е. делит на две части аккумуляторную яму. Кингстон ее находится под самой цистерной, и шток его выведен в аккумуляторное отделение; для полного открытия кингстона следует сделать 16 полных оборотов маховика штока. Вентиляция цистерны выведена наружу лодки через командирскую рубку. Цистерна может быть продута воздухом и других средств для удаления из нее воды не имеется. Клапана вентиляции и продувания находятся в рубке.
Продувать среднюю балластную цистерну можно на любой глубине.
Объем цистерны 68 куб. фут. т. е, 1,942 тонны воды той солености, которая имеется в Балтийском море.

0

7

- стр. 9 -

Трюмные цистерны делятся на кормовые (числом четыре) и носовые (три); номера их идут от средины лодки к штевням. Цистерны NN1 и 2 закрытые, а остальные - открытье. Закрытой называем такую цистерну, которая не имеет постоянного соединения с воздухом внутри лодки; у открытых же цистерн горловины не закрыты герметически крышками, а лишь прикрыты люками. Поэтому открытую цистерну нельзя продувать воздухом, а можно лишь откачивать.
Объемы цистерн:

Номер З  носовая, между 3 и 6 шпангоутами,  65,5 куб футов или 1,87 т
Номер 2  носовая, между 6 и 8 шпангоутами, 104,2 куб футов или 2,97 т
Номер 1  носовая, между 8 и 9 шпангоутами,  54 куб футов или 1,54 т

Номер 1 кормовая, между 22 и 25 шпангоутами,  178 куб футов или 5,08 т
Номер 2 кормовая, между 25 и 28 шпангоутами,  162 куб футов или 4,60 т
Номер 3 кормовая, между 28 и 31 шпангоутами,  82,5 куб футов или 2,34 т
Номер 4 кормовая, между 31 и 38 шпангоутами,  61 куб футов или 1,74 т

Примечание:  Между 20 и 22 шпангоутами находится кингстонное отделение; с внутренностью лодки оно сообщается через горловину в машинном отделении. Вода, попавшая в это отделение, может быть удалена лишь при помощи ручного брандспойта или ведрами.

Для заполнения всех трюмных цистерн служит кингстон магистрали в 13 1/8 дюйма  находящийся между 20 и 21 шпангоутами.  От него идет вертикальное колено к магистрали лодки. Магистраль в этом месте идет поперек лодки: далее к носу она идет по правому борту, а к корме - по левому. Шток кингстона магистрали выведен в лодку около правой электрической станции. По обе стороны от отростка магистрали, идущего к кингстону, находятся отростки к главным помпам. Помпы приводятся в движение бензино- или электромотором и выкачивают около 1 тонны в минуту  каждая. Работать помпы могут лишь в одном направлении, а именно: брать воду из магистрали. Каждая помпа имеет свое забортное отверстие в 5 дюймов.
К каждой цистерне имеется  от магистрали особый отросток, запираемый клапаном.

0

8

- стр. 10 -

Вентилируются трюмные цистерны внутрь лодки; при том цистерны закрытые имеют для этой цели особые патрубки с кранами, а открытые - вентилируются через горловину, которая не герметически закрыта люком.
Для заполнения какой-нибудь из трюмных цистерн надо: открыть кингстон магистрали и клапан от данной цистерны; наполнение произойдет  самотеком. Для выкачивания воды из трюмной цистерны открывают ее клапан, закрывают кингстон магистрали и пускают в ход одну или обе главные помпы, которые и будут гнать воду через свои забортные отверстия.
Цистерны NN1 и 2 могут быть продуты воздухом через кингстон магистрали; при этом давление воздуха внутри цистерн не должно превышать больше чем на 15 ф. давление на наружные стенки цистерн. Соответственно с этим на проводке для продувания трюмных цистерн установлены предохранители. Кроме того из цистерны N1 воду можно выкачать при помощи особых ручных помп имеющих свои собственные забортные отверстия.
В крайние цистерны, т.е. NЗ носовая и N4 кормовая, входят спускные трубы из соответствующих надстроек и минных аппаратов.
Цистерна NЗ, носовая, через свою горловину непосредственно соединена с водолазным отделением.
Размеры горловин одинаковы во всех трюмных цистернах, а именно 11 Х 16 дюймов. Диаметр магистрали 7 1/2 дюймов.
Надстройка. Она представляет главный запас плавучести лодки; вместимость ее около 26 тонн. Надстройка разделена на две части, не имеющие между собой сообщения; вместимость носовой части 11 тонн, кормовой части - 15 тонн. Обе эти части заполнятся и опоражниваются совершенно самостоятельно друг от друга.
Надстройка не предназначена выдерживать давления; на поверхности она продувается давлением около 15 фунт.
Наполняется надстройка двояко: 1) самотеком 2) при помощи помп.  Главные помпы имеют кроме колена к отливному отверстию еще колено в надстройку: правая помпа - в носовую надстройку, левая помпа - в кормовую.

0

9

- стр. 11 -

Таким образом можно брать воду через кингстон магистрали и гнать помпой в соответствующую часть надстройки.
Чтобы опорожнить надстройку, воду из нее по особому колену в обход главной помпы спускают в магистраль; из магистрали же обе помпы могут выкачивать воду за борть через свои отливные забортные отверстия.
Очевидно, что выкачивать воду из надстройки можно обеими помпами, а накачивать только одной: правой - для носовой надстройки и левой - для кормовой.
Самотеком можно наполнить надстройку или через кингстон магистрали или через забортное отверстие главной помпы. В  первом случае вода идет в обход помпы, а во втором через забортное отверстие заполняет помпу и идет по тому же колену, как при заполнении надстройки помпой.
Заполняются надстройки помпами 12 - 15 минут, самотеком - около 3/4 часа. Заполнить надстройки исключительно самотеком нельзя, так как в них остаются воздушные пузыри; чтобы выгнать этот воздух придется пустить на несколько минут помпы.
Всю воду полностью из надстроек нельзя выкачать; остатки (около 1 тонны в каждой) надо спустить в трюмные  цистерны. Из кормовой надстройки эта остающаяся вода стекает очень быстро, а у носовой диаметр спускной трубки настолько мал, что требуется около трех часов, чтобы вся вода из носовой надстройки стекла в цистерну N3.
Каждая надстройка имеет самостоятельную трубу вентиляции выведенную наружу лодки через рубку. Клапана вентиляции находятся в рубке.
Около штевней в надстройках находится по невозвратному автоматическому клапану, через которые может выйти избыток воды при накачивании ее помпами.
Около этих клапанов находятся отверстия, закрытые теперь глухими пробками. Прежде там были клапана, при помощи которых можно было, находясь под водой, выпустить из надстройки воздушный пузырь, если таковой остался там при погружении.

0

10

- стр. 12 -

Минные аппараты. Каждый минный аппарат представляет из себя стальную трубу цилиндрической формы длиною в 12'2”, а толщиною в 5/8 ”. Концы ее закрыты крышками запираемыми из лодки. В аппарате имеются следующие отверстия: 1) наружное и внутреннее, 2) для продувания аппарата и стрельбы, 3) спускное, 4)стопоров, 5) два отверстия закрытых глухими пробками для установки глубины и прибора Козеловского, не вынимая мины из аппарата.
Внутренние крышки аппаратов открываются к бортам у носовых аппаратов и вверх -у кормового. Наружная крышка кормового аппарата открывается вверх, а носовых — к середине судна.
Спускная труба аппарата идет к своему забортному отверстию, через которое можно заполнить аппарат водой или, наоборот, продуть из него воду. Кроме того от спускной трубы есть особое колено в трюмную цистерну.
Если не желают тратить воздух на продувание аппарата, то воду из него спускают в трюм, а оттуда уже выкачивают одной из главных помп.
Тотчас по выходу из аппарата спускная труба имеет маленький пробный краник; он служить для определения того, есть ли или нет воды в  аппарате.
Водолазное отделение. Объем его 212 куб. ф.  т. е. 6,06 тонн. Через, водонепроницаемую дверь оно соединяется с воздушной камерой. Для спуска водолаза имеется люк размером 2'6" X 2'6". В  водолазном же отделении находится горловина цистерны N3. Если водолазное отделение заполнено водой, то ее выкачивают главными помпами через носовую цистерну NЗ.

Воздушная система.

3aпас сжатого воздуха на лодке хранится в 6 воздухохранителях, общий объем которых 29 кубических футов.
Для возобновления запаса воздуха в воздухохранителях установлен в машинном отделении компрессор.
Он имеет три цилиндра диаметром в 2 1/8'',  3 5/15'', 7''.
Один оборот насоса соответствует 1,54 оборота вала мотора.

0

11

- стр. 13 -

Максимальное число оборотов насоса 160, т. е. 246 у двигателя, минимальное число оборотов насоса 144, т, е. 222 двигателя. При полном  числе оборотов насос может дать в часть 21 куб футов воздуха при давлении в 1200 футов.
Из компрессора воздух по левому борту идет до отделения якорных моторов по трубопроводу высокого давления. 3десь его можно направить в  воздухохранители обоих бортов или какого либо одного по желанию. Воздухохранители расположены в настройке по 3 с каждого борта; воздухохранители одного борта соединены между собой. Таким образом компрессор может качать воздух или сразу в оба борта, или только в какой-нибудь один. Трубопровод и цистерны высокого давления опробованы на давление в 1800 фунтов.
На правом борту около 19-го шпангоута находится детандер, понижающий давление воздуха до 75 фунтов.
К детандеру можно подвести воздух из обоих бортов сразу, из одного какого-нибудь борта и прямо от компрессора. За детандером идет трубопровод низкого давления: он имеет три ветви:  1) в рубку 2) в нос 3) в корму. Воздух можно направить в любую из ветвей в отдельности. Краны для всех указанных выше манипуляций по управлению сжатым воздухом находятся в отделении якорных моторов.
Из рубки воздух можно направить: 1) на продувание средней балластной цистерны 2) на продувание кольцевых цистерн З) на продувание надстроек 4) для просушки перископов 5) в свисток 6) в гидропланную машинку. Манометр для этой ветви расположен в рубке с правой стороны.
Носовая ветвь делится на две части, одна идет к цистернам N1 и N2 для продувания их, а другая - для наполнения воздухом носовых цистерн низкого давления. Их три: водолазная и две для стрельбы из носовых минных аппаратов. Последние две цистерны соединены между собой. Цистерны низкого давления находятся в надстройке. При помощи особого колена можно напустить воздух в воздушную камеру. Манометр этой ветви находится в аккумуляторном отделении над дверью в воздушную камеру.

0

12

- стр. 14 -

Кормовая ветвь идет к цистерне низкого давления для стрельбы из кормового аппарат и продувания его. Особый отросток подает воздух для продувания цистерн N1 и N2. Манометр этой ветви установлен в машинном отделении.
Всюду, за исключением только кольцевых цистерн, воздушная проводка цистерн служит и для вентиляции их.

Бензиновый трубопровод

Бензиновые цистерны находятся в надстройках. Их 4. Общая вместимость -  150 пудов бензина. Расположены они по 2 с каждого борта; каждая цистерна состоит из двух частей, расположенных одна сзади другой и соединенных трубкой с невозвратным клапаном. При качке бензин автоматически переливается в часть цистерны ближайшую к миделю, но не может из нее вернуться обратно. В цистерне имеется на палубе 8 отверстий закрытых глухими пробками. Через крайние отверстия принимают бензин в цистерны, а средние служат для вентиляции.
Кроме того цистерны имеют вентиляцию в рубку: носовые цистерны у левого борта, а кормовые - у правого. Эта вентиляция открывается при работе бензинового мотора. Каждая из цистерн имеет проводку к дежурной цистерне своего борта. Последние установлены в машинном отделении, имеют поплавки для поддержания в них постоянного уровня и мерные стекла.

Масленые цистерны

Они расположены в надстройке,  принимают масла около 20 пудов.  По особому трубопроводу оно прямо поступает к моторам. Кроме того в машинном отделении установлены 2 добавочных цистерны с кранами в дне; они принимают по пуду масла.

0

13

- стр. 15 -

Погружение и всплытие

Перед всяким выходом в море командир должен убедиться в том что
1)  запас бензина, смазочных материалов, питьевой воды достаточен, батарея аккумуляторов заряжена, консервов имеется не меньше чем на сутки для всего экипажа лодки.
2)  приводы рулей, гидропланов и якорей исправны, якорные канаты выбраны до места.
3)  машинный телеграф показывает правильно и винты поставлены на передний ход.
4) нет воды в трюмах и закрыты спускные из надстроек трубы.
5) оба кингстона  и вентиляция цистерн закрыта.
6) крышки минных аппаратов закрыты и в аппаратах нет воды.
7) бензиномотор исправен; для этого его пускают на зарядку в течении 5-10 мин.
При  заполнении надстройки еще раз проверяют, нет ли воды в трюмах, закрыты ли краны спускных из надстроек труб и сняты ли стопоры с гидропланов.
Дальше мы дадим командные слова при управлении лодкой с указанием тех действий, которые должны выполняться по данной команде.

Заполнение надстройки

1) Вентиляцию надстройки открыть.
2) Качать в надстройки или Заполнить надстройки самотеком

В последнем случае надо указать через какое именно забортное отверстие заполнять надстройки. Если заполняют сразу через оба отверстия, то надстройки наполняются за 1/2 часа. Во всяком случае заканчивать наполнение надо при помощи помп, так как в новой надстройке остается при наполнении ее самотеком воздушный пузырь. Его можно избежать если регулировать при помощи вентиляции скорость наполнения надводных надстроек так, чтобы не допускать дифферента на корму до тех пор, пока не будет полна носовая надстройка.

0

14

- стр. 16 -

3) Гидропланы вверх на 10 градусов.
4) Машинный люк закрыть.

При заполнении надстроек помпами носовая наполняется раньше кормовой. Указателем заполнения служит выплескивание воды через вентиляцию и фонтан из под невозвратного клапана. Кормовой фонтан на всегда бывает виден так как по заполнении надстроек лодка имеет дифферент на корму.

5) Стоп носовая.
6) Стоп кормовая.

При заполнении надстроек лодка может ходить под своими бензниномоторами.

Погружение до боевого положения

Останавливают ход и, когда лодка остановится, приступают к погружению.

1) Бензиномотор остановить.
2) Трубу опускать, клапана закрыть.
3) Вентилировать лодку.

Одновременно с исполнением этих приказаний, помощник проворачивает бензиномотор при помощи электромотора для удаления газов из цилиндров, закрывает вентиляцию бензина и масляных цистерн.
За опусканием трубы следит Командир и своевременно передает в люк.

4) Труба на месте.

Если наполнение надстройки непосредственно предшествует погружению, то вместе с тем Командир приказывает убрать верхний штурвал, компас и машинный телеграф. Если же надстройка была наполнена заранее, то упомянутые предметы убираются одновременно с опусканием трубы. При этом Командир наблюдает, чтобы были закрыты глухими пробками отверстия палубного вентилятора, штуртроса и чтобы была снята глухая пробка с водолазного ниппеля.
Когда лодка достаточно провентилирована, то Помощник докладывает командиру "хорош воздух".

0

15

- стр. 17 -

5) Стоп вентилятор.

По этой команде стопорят вентилятор и закрывают краны трубы, отводящей воздух из под моторного пространства и клапан электрического вентилятора.
После этого Командир спускается в рубку, лично задраивает люк и приступает к приведению лодки в боевое положение.

6) Воздух в рубку пустить.

По исполнению этого приказания манометр на правой стороне рубки должен показывать давление не меньше 60 футов.

7) Колеса опустить.
8) Кингстон средней балластной цистерны открыть.

Об исполнении этого приказания Помощник докладывает:  "открыт кингстон средней балластной". Тогда Командир лично открывает вентиляцию балластной цистерны; по заполнению ее  (что определяется на слух) закрывает вентиляцию и стопорит шток ее клинкета. Кингстон средней балластной остается открытым в продолжении всего подводного хода.

9) Кольцевые заполнить.

Исполняется рулевым в рубке.

10) Кингстон магистрали открыть.

Об исполнении этого докладывает Помощник: "открыт кингстон магистрали".

11) Заполнить первые номера.

Наполнение происходит самотеком. Помощник следит за дифферентом и самостоятельно регулирует быстроту заполнения цистерн так, чтобы не допускать дифферента больше 2 градусов. Для этого он имеет право на время застопорить заполнение носовой или кормовой цистерны, лишь бы дифферент не превзошел указанной величины.

0

16

- стр. 18 -

Цистерна носовая N1 заполняется раньше ( при обыкновенных условиях ) чем лодка пришла в боевое положение; о наполнении ее Помощник докладывает командиру, на что последний отвечает:

12) Заполнить второй номер.

Заполнение цистерн продолжается до тех пор, пока вода не закроет круглые иллюминаторы рубки. Тогда командуется:

13) Стоп заполнять.

Если в носовой надстройке оставался пузырь воздуха (что часто бывает), то в это время он вытесняется через вентиляцию. Это наблюдается по пузырям воздуха через носовой иллюминатор. Когда надстройки окончательно заполнились и не слышно характерного бурления выходящего из них воздуха, Командир закрывает вентиляцию надстроек и командует:

14) Медленно заполнять.

Заполнение продолжается до тех пор, пока вода не дойдет до половины водомерного стекла, т.е. приблизительно, до основания колпака рубки.

15) Стоп заполнять, кингстон магистрали закрыть.

В это время закрывается клапан вентиляции рубки. Если погружаются в свежую погоду, то этот клапан надо закрыть заблаговременно,  а излишний воздух выпустить после приведения лодки в боевое положение.
Когда лодка окончательно успокоится, Командир перекладывает гидропланы на 10-15 градусов вниз и лодка приведена в боевое положение. Для дальнейшего погружения дается ход электромоторам  и перекладываю на "погружение" горизонтальный руль; смотря по величине оставленной плавучести его приходится перекладывать на 3-4 градуса. Глубину лодка держит очень хорошо и часто больше минуты не приходится трогать рули.

Примечание: Приступая к погружению надо иметь воздуха не менее 800 фунтов в каждом из бортов. Таким запасом хватит продуть все цистерны, если лодка почему либо потеряет плавучесть.

0

17

- стр. 19 -

Всплытие.

1) Стоп машина.

По исполнению этого приказания Командир перекладывает гидропланы на 10 градусов вверх. Лодка всплывает до боевого положения.

2) Кингстон средней балластной закрывать.

Одновременно с этим Командир лично продувает цистерну. Для уменьшения расхода воздуха не держать воздушный клапан открытым все время, а заставлять воздух работать и расширением. Когда Помощник доложит "пять полуоборотов осталось", Командир отвечает:

3) Закрывать.

и держит воздух вполне открытым, пока Помощник не доложит: "закрыт кингстон балластной".

4) Продуть кольцевые.

Исполняется рулевым в рубке.

5) Кингстон магистрали открыть, продувать первые номера.

Продувание происходит под наблюдением Помощника, который смотрит за тем, чтобы не допускать большого дифферента и чтобы давление в цистернах не поднималось выше 10 фунтов.
Когда лодка всплывает на столько, что по условиям погоды Командир считает возможным открыть люк в рубку, то

6) Стоп продувать, кингстон магистрали закрыть.

Открыв при помощи рулевого люк.

7) Колеса поднять, трубу поднимать.

Поднятие трубу своевременно стопорится словами:

8) Труба на месте, бензиномотор изготовить.

Если не предполагается вторичного погружения, то на верх выносятся и устанавливаются штурвал, компас и машинный телеграф.
В то же время Командир приказывает:

9)  Вентиляцию надстройки открыть.
10) Качать из надстройки

Когда надстройка выкачана, то гидропланы ставятся на 0 градусов.

Примечание:
Трюмные цистерны вместо продувания можно выкачивать электромотором; при этом бензиномотор проворачивается вхолостую.
Вместо выкачивания надстройки ее можно продуть, но при этом, во первых, тратится очень много воздуха, а, во вторых, трудно избежать значительного дифферента.

0

18

- стр. 20 -

Лечь на дно.

Сперва погружаются до боевого положения указанным выше способом, но кольцевые цистерны оставляют незаполненными. Когда же лодка придет в боевое положение, то заполняют кольцевые и этим погружаются на дно.
Для всплытия продувать кольцевые цистерны. Если лодка прилипла ко дну и не всплывает, то продувают еще среднюю балластную.
Если хотят опуститься на дно после подводного хода, то продувают кольцевые и заполняют трюмные цистерны, пока лодка не придет в боевое положение. Тогда ее погружают на дно заполнением кольцевых цистерн.

Примечание: Ходить под водой, не заполнив предварительно кольцевых цистерн, не рекомендуется. Находясь в руках Командира кольцевые цистерны легко могут быть продуты в случае какого-нибудь несчастного случая и тем помочь средней балластной цистерне, имеющей то же самое назначение. Кроме того на всех лодках типа "Протектор" кингстоны кольцевых цистерн пропускают воду, т.е. оставив их незаполненными, можно через некоторое время совершенно неожиданно потерять плавучесть.

Стоять на якоре.

При помощи подводного якоря лодку можно удерживать на месте в таком положении, чтобы над водой виднелся лишь конец перископа. Для этого, придя в боевое положение, очень медленно погружают лодку, пока не уйдет под воду колпак рубки. После этого отдают носовой якорь; лодка немного всплывает, но снова принимают воду, пока она не придет в то положение, в котором была до отдачи якоря.
После этого выбирают якорный канат.

0

19

- стр. 21 -

Плавучесть лодки ничтожна и она легко подтягивается на канате до желаемой глубины. При этом воду внутрь лодки приходится принимать очень небольшими порциями, для чего удобно пользоваться водолазным ниппелем в рубке. Под него подставляется ведро и Командир может сам принимать воду в буквальном смысле стаканами.
Чтобы сняться с якоря, продувают немного первые номера и травят канат. Как только стекла колпака покажутся из воды, останавливают продувание и выбирают до места канат.
При тихой воде указанные выше манипуляции не представляют никакого затруднения. В случае волнения эта операция весьма осложняется и нужен большой опыт, чтобы не потерять плавучесть, становясь на якорь, и не выскочить чрезмерно из воды, снимаясь с якоря.
Гораздо проще и не требует такое тщательности в погружении стояние под водой на двух якорях. Но если глубина довольно значительна и имеется течение, то якорные канаты могут перепутаться и доставить тем много хлопот лодке.

Экстренные меры.

Если при всплытии заметили, что лодка потеряла плавучесть, то прежде всего дается полный ход вперед, горизонтальный руль ставится полностью на всплытие, затем перекладывают на всплытие гидропланы. После этого продувают среднюю балластную и кольцевые. Когда лодка будет на поверхности, постепенно уменьшают ход и убеждаются, что лодка имеет положительную плавучесть. Если лодка после остановки опять станет тонуть, то снова  дают полный ход и продувают  трюмные цистерны. Во всяком случае, совершенно останавливать электромотор можно лишь тогда, когда лодка заведомо имеет положительную плавучесть.
Если  лодка потеряет плавучесть и затонет, то для всплытия применяют указанные ниже меры. Применять их надо в указанном порядке и, при том, переходить к следующей мере не торопясь и только тогда, когда убедятся, что примененная раньше мера не принесла пользы.

0

20

- стр. 22 -

1) При помощи электромотора выкачивают воду из всех трюмных цистерн.
2) Выкачивают воду из тревожных цистерн ручными помпами.
3) Отдают якорь и травят канат.
4) Продувают надстройку, но ни в коем случае не выкачивают из нее воду помпами.
5) Раскачивают лодку людьми и дают попеременно ход вперед и назад, чтобы отстать от грунта.
6) Отдают киль.

При всем этом надо беречь воздух, чтобы не лишить себя возможности воспользоваться водолазным люком для спасения команды. Количество воздуха, необходимое для открывания водолазного люка  и для прохода через воздушную камеру, зависит от глубины, на которой находится лодка.
До принятия экстренных мер надо по возможности определить причину потери лодкой плавучести, для этого можно спустить водолаза и послать его осмотреть вокруг лодку.

Стрельба минами.

На лодку мина принимается через минный люк при помощи особой минбалки и дифференциальных талей. При этом приходится отнимать зарядное отделение и хвостовую часть. Последнее заставляет делать прокачку мины в лодке, хотя бы таковая и была сделана раньше, например в минном складе, при приемке мины.

Малая сборка мины В 50.

Присоединяют кормовую часть к гидростатическому отделению, при этом ее надо повернуть немного вправо, чтобы выступ воздухозаборной трубы вошел в корпус машинного крана.
Ввинчивают винты соединяющие  кормовую часть с гидростатическим отделением. Соединяют гидростатическую и рулевую тяги ввинчивая их соединительный винт.
Присоединяют зарядное отделение, для чего сперва вводят в замок шипы зарядного отделения, а затем ввинчивают и винты.

0

21

- стр. 23 -

Проверка и прокачка мины.

Приводят мину в горизонтальное положение и ввинчивают стопор маятника; ставят на какое-нибудь деление прибор расстояния; откидывают оба курка и осторожно пускают воздух. Отжимая и нажимая гидростатический диск мы продуваем рулевую машинку.
Затем проверяется стопор маятника. Имея стопор маятника ввинченным, измеряем угол рулей; книзу, когда диск отжат и кверху, когда диск нажат. Вывинчиваем стопор маятника и опять измеряем угол рулей книзу и кверху. Если стопор верен, то в обоих случаях разность между углами рулей книзу и кверху должна быть одна и та же.
При неверном стопоре можно продолжать прокачку, заменяя ввертывание стопора установлением мины в горизонтальном положении по уровню.

Установка золотника рулевой машинки.

Ввертывают стопор маятника. Пускают воздух в рулевую машинку и измеряют угол рулей:

При отжатом диске угол рулей книзу
При нажатом диске угол рулей кверху

В обоих случаях он должен быть около 5 мм.
Вынимают стопор маятника; пускают воздух в рулевую машинку и измеряют:

При отжатом диске и маятник на переднем буфере угол рулей кверху
При нажатом диске и маятник на заднем буфере угол рулей книзу

В обоих случаях он должен быть около 9 мм.
Если прокачка на дала указанных величин углов рулей, то удлиняют или укорачивают тягу и снова повторяют прокачку, пока не добьются должного результата.

Общая проверка тяг.

Приставляют к хвостовой части мины вертикальный реек, пускают воздух в рулевую машинку и замечают карандашом положение горизонтального пера хвостовой части в следующие моменты:
1) диск отжат, хвостовую часть медленно приподнимают и рули снизу вверх проходят через плоскость рулевой рамы.

0

22

- стр. 24 -

2)  диск нажать, хвостовую часть медленно опускать и рули сверху вниз проходят через плоскость рулевой рамы.
Расстояние между этими метками не должно превосходить 3 1/2 дюймов.
По окончании прокачки закидывают курок, для чего валик прибора расстояния надо перевести через нулевое деление.

Прокачка прибора Козеловского.

Перед стрельбой надо смазать подшипники волчка.
Для прокачки прибора надо иметь в резервуаре давление не меньше 80 атмосфер. Чтобы не скрутить вал, машины закрывают: вскрывают регулятор, вынимают пружину со стержнем и ввинчивают снизу в корпус регулятора особый стержень с короткой отводной трубкой. Открывают малый курок и кран резервуара. Придерживая рукой предохранительный курок, открывают главный; когда послышится свист, то можно отпустить предохранительный курок.
Затем замечают:
На сколько надо отвести мину в сторону от среднего положения, чтобы переложились вертикальный рули.
Отклонения должны быть одинаковы в обе стороны.
Продолжают водить из стороны в сторону хвост мины делая 30-35 полных размахов в минуту. Через две минуты опять замечают, на сколько надо отвести мину в сторону от среднего положения, чтобы вертикальные рули положились на борт. Это отклонение не должно превосходить 2 градуса.

Приготовление мины к выстрелу.

Присоединяют зарядное отделение и при учебной стрельбе вместо ударника вставляют учебный ударник с патроном фосфористого  кальция.
Убеждаются в присутствии стопора на гребных винтах и вкладыша в отверстии курков.
Открывают кран резервуара и присоединяют пипку.
Накачав воздух до 30 атмосфер, продувают главную и рулевую машины. При это до снимания стопора с гребных винтов следует убедиться что рабочие клапана не травят воздух. Для этого разводят немного руками гребные винты; они должны остаться разведенными - в противном случае клапана пропускают воздух и надо исправить их притирку.

0

23

- стр. 25 -

Устанавливают прибор глубины.

Наливают масло в правую и левую масленки, в масленки упорного подшипника и передаточных шестерен, под наружный вал, около переднего винта и для смазки в конце вала.

Устанавливают прибор расстояния.

Надев ключ на валик прибора, нажимают на него и вращают против часовой стрелки до желаемого деления. Последние даны в сотнях метров.

Устанавливают рулевой стопор.

Ключом нажимают на валик прибора и делают один полный оборот по часовой стрелке; этим взводят прибор. Когда он щелкнет, то продолжают поворачивать ключ, пока метка на головке валика не придет против желаемого давления на корпусе мины. Деления нанесены в оборотах машины: один оборот передвигает мину на 7 метров.
По установке прибора расстояния и рулевого стопора следует убедиться, что головки валиков приборов находятся вровень с корпусом мины.

Устанавливают рули на стопор.

Для этого  поворачивают вручную особый винт. Один оборот его по часовой стрелке приподнимает рули на 1 1/2 мм., а один оборот против часовой стрелки на столько же опускает их.
Убеждаются, что пластинка от клапана потопления выходит наружу.
Машинный регулятор устанавливается по формуляру. Для 800 м. установка 11.8 мм.
Малый курок откидывается перед вставлением мины в аппарат. Предохранительный курок открывается сам собой, когда мина выдвигается из аппарата. Главный курок открывается автоматически при выстреле.
Для стрельбы под углом соответственно поворачивают валик прибора. При стрельбе без прибора Козеловского застопоривают вертикальные рули.

0

24

- стр. 26 -

Стрельба минами.

Перед выходом в море на стрельбу снимают щиты носовых аппаратов. Во время вентилирования лодки перед погружением заполняют аппарат через забортное отверстие или открыв наружную крышку. В заполнении аппарата убеждаются при помощи пробного кранчика на спускной трубе.
Если крышка аппарата не была открыта при заполнении аппарата, то, погрузившись для стрельбы командуется :

1) Крышку аппарата открыть.
2) Аппарат к выстрелу изготовить.

По этой команде напускается воздух из воздухохранителей в воздухохранитель для стрельбы минами, пока манометр не укажет давление в 60 фунтов. Проверяется по совпадению марок на ползуне и направляющей открытие крышки аппарата, после чего Помощник докладывает: "аппарат готов"

3) Аппарат товсь.

Снимают проволочный стопор с ручки минного аппарата и приготавливаются эту ручку откинуть. Так как откидывание ручки требует довольно значительной силы, то на ручку надо ставить 2 человека.

4) Пли.

Минный машинист вместе с подручным быстро опускают ручку аппарата. Помощник докладывает: "мина вышла" и приказывает закрыть наружную крышку аппарата.

Примечание: Во всех командах, где встречается слово "аппарат", надо перед этим словом прибавлять какой аппарат т.е. правый, левый или кормовой.
После выстрела лодка имеет стремление вынырнуть, чтобы ее удержать достаточно после команды "пли" переложить рули на 2 деления в сторону погружения.
При стрельбе на мелких местах надо стараться в момент выстрела не иметь дифферент на нос.

0

25

- стр. 27 -

Батарея аккумуляторов.

В июле 1908 года батарея аккумуляторов подводной лодки "Сиг" была заменена новой, состоящей из 60 элементов системы Фульман.
Батарея разделена на 2 полубатареи, имеющие свои магистрали к распределительной доске. Возможно соединить батареи последовательно и параллельно.
Каждый элемент состоит из следующих частей:
Деревянный бак размером 72 Х 32 Х 57 см. Его охватывают снизу и сбоку две медные полосы с ушками; они служат для поднимания собранного аккумулятора.
Эбонитовый бак размером 73 Х 53 Х 28 см.
Эбонитовая крышка размером 154 Х 29.5 см ; имеет 4 отверстия для зажимов и 1 отверстие для выхода газов.
4 медных задвижки для скрепления крышки с эбонитовым баком.
4 резиновых кольца для укупорки свинцовых зажимов.
Резиновая пробка для закрывания отверстия в середине крышки.
27 отрицательных пластин. Пластины массовые, вес каждой 10,9 фунта, размер 60 Х 27 см.
26 положительных пластин. Пластины поверхностные, вес каждой 13,8 фунта, размер 60 Х 27 см.
52 эбонитовых сепаратора в виде пластин с дырочками, размер 60,5 Х 27 см.
2 соединительных полосы.
4 свинцовых зажима.
Общий вес собранного вполне элемента вместе с электролитом около 25 пудов.
Пользуясь батареей надо соблюдать относительно ухода за ней "Правила по электротехнике для судов флота" издания 1908 года страница 19.

Свойства батареи Фулман в 60 элементов
Нормальная емкость

Разряд в амперах

1000

830

700

590

515

425

350

180

Емкость а ампер часах

2000

2500

2800

2950

3100

3400

3500

3600

Продолжительность в часах

2

3

4

5

6

8

10

20

Окончательная разность потенциалов

103

103

106

106

107

108

110

112

0

26

- стр. 28 -

Емкости относятся к батарее только что заряженной; в противном случае емкость уменьшается на 40 ампер-час в сутки в течении первых 8 дней, на 60 ампер-час в сутки в течении следующих 7 суток, и на 80 ампер-час в следующие за 15 днями сутки.
Допуская при разряде высокую температуру можно получить емкость на 20% больше указанной.
Не следует разряжать батарею через чур, а именно,  окончательная разность потенциалов при постоянной силе разрядного тока не должна падать ниже пределов, указанных в предыдущей таблице, т.е. при разрядном токе в 1000 ампер не ниже 103 вольт, при 700 амперах не ниже 106 вольт и т.д.
Если израсходовано 700 ампер-часов, то батарея должна быть заряжена не позже, как через сутки; при большем расходе энергии батарею следует заряжать еще скорее, а после полной разрядки должна немедленно следовать зарядка.
Сила зарядного тока зависит от числа ампер-часов, которые осталось сообщить батарее,  т.е. ее следует менять в зависимости от показаний вольтметра в продолжение зарядки по таблице.

Сколько амп.-час. осталось  сообщать

3500

3000

2500

2000

1500

1000

750

Вольты полубатареи

64,5

65

66

66,5

67.5

68

69

70

72

72,5

Вольты батареи

129

130,5

131,5

133

135

136,5

137,5

140

143,5

145

Сила зарядного тока ампер

600

600

580

560

520

450

400

300

200

окончить

Если нельзя определить с точностью хотя бы до 15% количество ампер-часов, которые надо сообщить батарее, то начинать зарядку током в 320 ампер, когда же показание вольтметра будет 71,5  ( или 143 ), то уменьшить силу тока до 200 ампер и при вольтаже 72,5 ( или 145 ) окончить заряжание.
Признаком окончания зарядки можно считать то, что вольты и плотность достигнут определенного предела и перестанут изменяться.
Для исправной батареи эти пределы: вольтаж элемента 2,40, плотность от 29 до 31 градусов Бомэ, для температуры около 20 градусов Цельсия.

0

27

- стр. 29 -

Плотность электролита 29-31 градусов по Бомэ является нормальной для зараженного элемента; при разрядке она падает на 1 градус на 300 ампер-часов. Это падение плотности электролита служит единственным средством ( кроме записей продолжительности работы различных механизмов, освещения и кухни ) для определения состояния батареи.

Уход за батареей.

При уходе за батареей особенно иметь в виду следующее:

1. Не перезаряжать батареи, т.е. не продолжать заряжания после того, как элемент достиг 2,40 вольта при 200 амперах, или 2,3 вольта при 300 амперах и когда плотность электролита от 29 до 31 градусов по Бомэ.
2. Заряжать достаточно, т.е. достигать указанных в предыдущем параграфе чисел.
3. Не оставлять батарею вполне разряженной, а при неполной зарядке производить своевременно зарядку.
4. Наблюдать, чтобы у заряженного элемента поверхность электролита была на 2-4 см. выше верхнего края пластин и чтобы при разрядке пластины также не обнажались.
5. При разрядке не допускать падения вольтажа ниже указанных выше пределов, зависящих от силы разрядного тока.
Примечание: Вольтаж измерять при прохождении тока, так как показания вольтметра при разомкнутой батарее не дают указаний на состояние последней.
6. Не оставлять батарею при температуре ниже 5 градусов Цельсия ( тем более на морозе ) и не допускать повышения температуры электролита выше 40 градусов Цельсия.
7.  Точно соблюдать все указания "Правил по электротехнике"

0

28

- стр. 30 -

Просушивание кормового перископа

В случае отпотевания кормового перископа ( системы К.П. Герца ) употребляется для просушивания его прибор этой же фирмы. Все части прибора собраны на деревянной доске и заключены в ящик.
Прибор состоит из гигрометра (2), ручного насоса (3), сосуда с хлористым кальцием (4), подогревателя (5), фильтра воздуха (6) и соединительных труб (7).

https://lh3.googleusercontent.com/pw/AIL4fc-zp-mSh7G2AITQdpIAFwWSDvxrHPVt4lqW6HkFZn5jAHRbylBZGoVMByDxttgX9XhlYDHrBY8u6U6HnjIRDTUEB1OINPiqpeKjE7NLBxSSIyHsS0w7L-H67abPdgVcHEF1nP7VD7oozWGeQQif04J0=w953-h571-s-no

Присоединяют прибор к перископу, заполняют почти вполне хлористым кальцием стеклянный сосуд и устанавливают его в медном кожухе, и начинают медленно качать ручным насосом.
Путь воздуха указан на чертеже стрелками; в кожухе гигрометра имеется еще свободно висящая пластинка, по движению которой можно узнать, циркулирует ли воздух в приборе. Приблизительно по истечении 10 мин зажигают лампу под нагревательным прибором.
Продувание длится около часа. Трубки, выходящие из отдельных частей прибора, после окончания продувания должны быть закрыты крышками во избежание попадания в прибор пыли и сырости. Хлористый кальций годен на несколько раз.

0

29

- стр. 30-31 -

Приложение I.

Расписание нижних чинов подводной лодки "Сиг" по заведыванию частями.

Боцман. Общее наблюдение за подводной лодкой; окраска.
Рулевой. Сигнальная часть лодки. Приводы рулей и гидропланов.
Старшина минер. Общее наблюдение за всей электрической частью лодки. Проводка тока.
2-й минер. Левый электромотор и левая станция. Батарея аккумуляторов.
3-й минер. Правый электромотор и правая станция. Освещение, кухня, телефоны, звонки. Вспомогательные электромоторы.
Старшина водолаз. Водолазная часть лодки; колеса и их приспособления.
2-й водолаз. Воздушная проводка водолазного отделения. Шлюпка.
Старшина машинист. Общее наблюдение за механизмами лодки.
2-й машинист. Левый бензиномотор. Водяные трубы лодки. Главные помпы. Трюмы.
3-й машинист. Правый бензиномотор. Бензиновые цистерны и трубопроводы. Шумоукротитель.  Ручные помпы. Все приборы в машинном отделении кроме главных помп.
Старшина минный - машинист. Общее заведование минно-машинной частью лодки. Перископы и приборы для их просушивания.
2-й минный машинист. Кормовой минный аппарат. Компрессор. Воздухохранители и проводка высокого давления. Кормовая часть проводки низкого давления.
3-й минный машинист. Носовые минные аппараты. Носовая часть проводки низкого давления. Воздухопроводы в командирской рубке.
Остальные люди на лодке расписываются по своим специальностям в помощь указанным выше. До выдерживания практического экзамена ученики нижние чины не допускаются к заведыванию частями.

0

30

- стр. 31-32 -

Приложение II.

Приводим расчеты, сделанный Корабельным Инженером Гавриловым.
Рассмотрим, что произойдет с лодкой, если во время плавания командирская рубка заполнится водой, но люк, отделяющий рубку от лодки, будет задраен.
Воды вольется 5 тонн, расстояние центра тяжести этого груза от киля лодки 16 футов, т.е. момент ее до плоскости киля 80 тонн/фут.
Если перед этим лодка шла под перископом, то теперь вес ее 189 + 5 = 194 тонны, а водоизмещение 189 тонн.

Центр величины от плоскости киля  -  7,1 фут.
Центр тяжести от плоскости киля  -  6,5 + ( 5 * 9,5 )/ 194 = 6,75 фут.

Разность между ними + 0,35 фут. Лодка остойчива и пойдет на дно
Продуем трюмные цистерны. Как только вес продутой воды превзойдет 5 тонн, лодка начнет всплывать. В этот момент

Центр величины от плоскости киля  -  7,1 фут.
Центр тяжести от плоскости киля  -  6,75 + ( 5 * 4 )/ 194 = 6,85 фут.

Разность между ними + 0,25 фут. Лодка остойчива.
Когда трюмные цистерны продуем полностью, то, вес лодки 180 тонн, плавучесть 9 тонн. Центр величины от плоскости киля будет на расстоянии 6,5 фут, а центр тяжести - в 6,8 фут. Площадь грузовой ватерлинии еще очень незначительна и в некоторые моменты лодка будет неостойчива.  Поэтому трюмных цистерн полностью не продувать, а как только купол боевой рубки достигнет поверхности, продувать надстройки, чтобы этим понизить положение центра тяжести лодки.

Теперь рассмотрим тот случай, когда лодка с наполненной рубкой села на дно и прилипла к нему. Чтобы всплыть надо сообщить лодке значительную положительную плавучесть.
1. Продута надстройка и откачана вода из всех трюмных цистерн
Вес лодки                                 -   153,6 тонн
Водоизмещение                        -   189 тонн
Положительная плавучесть       -   35,4 тонн

Центр величины относительно плоскости киля  -  7,1 фут.
Центр тяжести относительно плоскости киля  -  6 + ( 5 * 10 )/ 153,6 = 6,3 фут.

Разность между ними + 0,8 фут. Лодка остойчива и всплывает на поверхность, не перевертываясь.

2. Продуты трюмные цистерны и сброшен киль.
Вес лодки                                 -   174,5 тонн
Водоизмещение                        -   189 тонн
Положительная плавучесть       -   14,5 тонн

Центр величины от плоскости киля  -  7,1 фут.
Центр тяжести от плоскости киля  -  7,04 + ( 5 * 9 )/ 175 = 7,3 фут.

Разность между ними - 0,2 фут. Лодка всплывет, но при этом должна перевернуться.

Лейтенант В. Дмитриев

0